Закончила работу XII ежегодная Международная транспортная неделя в Одессе

9 Июн
На протяжении многих лет мероприятие объединяет участников рынка и позволяет не только
обсуждать актуальные проблемы, но и находить общие пути решения и разрабатывать
новые подходы. В силу своего уникального географического положения Украина объективно
выступает в качестве связующего моста между Европой и Азией, а Одесская область является
логистическим центром и очень важным регионом для транспортных организаций, которые
работают не только на рынке Украины, России и СНГ, но и Европы.

Транспортная неделя в Одессе стала своеобразной платформой для обмена опытом, обсуждения практических тем и перспектив расширения сотрудничества между экспедиторами грузов из стран СНГ, ЕС, Азии и Ближнего Востока, а также между руководителями международных транспортных организаций FIATA, CIT, CLECAT, ОСЖД и представителями отраслевых министерств и ведомств, государственных и региональных органов власти. Транспортная неделя в Одессе дает возможность участникам не только обсуждать проблемы и перспективы развития транспорта в Восточной Европе и странах СНГ, но и принимать конкретные решения для развития международной транспортно-экспедиторской деятельности.

29.05.2013 г. в Одессе под председательством Украины в ОЧЭС состоялась встреча министров транспорта стран-членов Организации Черноморского Экономического Сотрудничества. Министры транспорта государств-членов ОЧЭС, наблюдатели, а также представители ведущих международных организаций в отрасли транспорта встретились, чтобы обсудить состояние и перспективы развития интермодальных перевозок в Черноморском регионе.

В мероприятии приняли участие руководители и представители транспортных ведомств Болгарии, Армении, Греции, Грузии, Литвы, Молдовы, России, Румынии, Сербии, Турции, Венгрии, Украины и Ассоциации портов Черного и Азовского морей, Международной ассоциации судовладельцев Черноморского региона, Союза ассоциаций международных автоперевозчиков региона ЧЭС и другие.

Справка. Организация Черноморского Экономического Сотрудничества объединяет 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. Договор о черноморском экономическом сотрудничестве был подписан 25.06.1992 г. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле. Участниками организации являются Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, РФ, Румыния, Сербия, Турция, Украина, которая председательствует с 1.01.2013 г.

Наблюдатели — Австрия, Беларусь, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Тунис, Франция, Хорватия и Чехия.

Председательствовал на встрече министров транспорта стран-участниц ОЧЭС министр инфраструктуры Украины Владимир Козак. В ходе заседания было отмечено, что в настоящее время своевременной и бесперебойной перевозке грузов мешает лишь наличие существенных различий в нормативно-правовых, технических и инфраструктурных системах и условиях организации перевозочного процесса различных стран.

Учитывая современные тенденции контейнеризации перевозок, мировые стандарты по обеспечению безопасности и экологии, рабочая группа ОЧЭС по транспорту, координатором которой в 2013 г. выступает Украина, считает наиболее перспективным развитие сети мультимодальных перевозок с максимальным использованием железных дорог, мощностей водного транспорта и с минимальным привлечением автомобильного. В настоящее время в Украине успешно работают 18 морских портов Черноморско-Азовского бассейна и эксплуатируются железнодорожные переправы и паромные линии в направлении Болгарии, Грузии, России и Турции. На сегодня в стране функционирует разветвленная система контейнерных поездов и поездов комбинированного транспорта в направлении стран Азии, Центральной и Восточной Европы, Скандинавии и Балтики. Так, по территории Украины постоянно курсирует 2 поезда комбинированного транспорта, 14 контейнерных поездов и 4 поезда маршрутными группами. “Мы все согласились, что мультимодальные перевозки — это будущее каждой из наших стран”, — подчеркнул министр инфраструктуры Украины В. Козак. Он сообщил, что Украина инициирует организацию транспортного поезда по направлению Италия—Австрия—Венгрия—Украина и далее на Восток.

С целью расширения географии международных проектов с участием украинских железных дорог Министерством инфраструктуры Украины постоянно ведется работа по созданию условий для беспрепятственного транзита по территории Украины. Как отметил замминистра инфраструктуры, руководитель аппарата Владимир Корниенко во время встречи министров транспорта стран-участниц ОЧЭС, перевозки грузов через Украину позволяют минимизировать затраты, включая значительное сокращение длины маршрута транспортировки грузов как в направлении Север—Юг, так и Запад—Восток. “Для обеспечения беспрепятственного транзита необходимо снять барьеры как технического характера (создать единое информационное поле, внедрить новые технологии организации и управления перевозочным процессом, использовать современный подвижной состав), так и административного (адаптировать различные правовые основы перевозочного процесса, максимально упростить формальности при пересечении границ, сформировать взаимовыгодные технологические и тарифные политики)”, — подчеркнул замминистра. По его словам, создание единой системы и унифицированных условий для осуществления перевозок позволит объединить развитие экономических связей не только стран Черноморского региона, но и Западной и Восточной Европы, СНГ, Азии, Скандинавии, Балтии.

Имеет значительный потенциал и развитие интермодальных перевозок в направлении Кавказ—Черное море—Балтийское море с использованием паромов и маршрутных поездов комбинированного транспорта. По инициативе Киева будет создана рабочая группа в рамках ОЧЭС, которая определит перспективы комбинированных железнодорожно-паромных перевозок в этом направлении. Следует отметить, что уже имеется положительный опыт интермодальных перевозок — поездов “Викинг” и “Зубр”, соединяющих порты Черного и Балтийского морей. Например, для привлечения контейнеропотоков с использованием поездов “Викинг” и “Зубр” установлены льготные тарифы, действует 20% скидка к Сборнику тарифов на экспортно-импортные перевозки крупнотоннажных контейнеров, установлен четкий график движения, упрощены таможенные процедуры. На примере этих поездов возможна реализация проекта по обработке грузов по принципу “единого окна”, который тесно связан с проектом ЕС “Электронная таможня”, что позволяет значительно упростить таможенные процедуры при оформлении грузов и сократить время их доставки. Также “Укрзалізниця” выступает с инициативой активного использования унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, которая дает право перевозить грузы по единой накладной (без переоформления на границе) от Китая до Западной Европы. Продолжается работа по распространению на международные перевозки электронного документооборота с использованием цифровой подписи, что позволит упростить и облегчить процедуру оформления грузов, а также по привлечению автотрейлеров к перевозкам по железной дороге. С принятием нового Таможенного кодекса Украины время таможенного оформления одной импортно-экспортной операции сокращено с 24 до 4 часов. Продолжается работа над повышением эффективности регулирования перевозочного процесса, в частности, над отказом от использования бумажного документооборота, сокращением времени оформления грузов и обработки транспортных средств, уменьшением затрат всех участников перевозочного процесса и увеличением производительности терминалов и т.д.

Владимир Корниенко отметил: “Наша работа будет способствовать построению долгосрочных и устойчивых форм сотрудничества между всеми звеньями транспортно-логистической цепи, результатом которой станет предложенный потребителю перевозочный продукт, отвечающий всем современным требованиям”.

Как заявил министр инфраструктуры Украины Владимир Козак во время итоговой пресс-конференции встречи министров транспорта стран-участниц ОЧЭС, главная задача стран-участниц ОЧЭС — реализовывать инвестпроекты, которые будут способствовать повышению уровня национальных экономик и улучшать условия жизни граждан. В рамках прошедшей встречи участники обсудили развитие логистических схем, мультимодальных перевозок, туристических направлений. “Есть понимание по этим вопросам. В рамках встречи создано несколько рабочих групп для отработки конкретных предложений и разработки соответствующих документов для воплощения их в жизнь”, — сказал министр. Также, по словам В. Козака, на встрече обсуждалась реформа украинских морских торговых портов. “Украина идет тем же путем реформирования, что и страны Европы и СНГ. Мы поговорили о дальнейших шагах по развитию наших портов. Таким образом, подан сигнал инвесторам: в Украине создаются прозрачные условия для инвестирования”, — сказал В. Козак. Отвечая на вопрос журналистов, он сообщил, что в ближайшие 10 дней будет подписано межотраслевое соглашение между работниками украинских портов и администрацией.

Кроме того, Украина предложила странам Черноморского региона развивать туристический потенциал, в частности круизный. Для формирования этой сферы туризма необходимо комплексно рассмотреть вопросы развития морских портов Черноморского региона. Как отметила председатель Гостуризмкурорта Елена Шаповалова, по данным специалистов, в Черноморском регионе показатели заходов круизных судов возросли. Например, в 2011 г. Одесский порт принял 125 круизных судов, а уже в плане на 2013 г. есть 157 подтвержденных судозаходов. Кроме того, по ее словам, возрастает туристическая активность населения России, Украины, Казахстана, других стран СНГ, что создает предпосылки для развития кольцевых туристических маршрутов по Черному морю с посещением портов Украины, России, Грузии, Турции, Болгарии, Румынии.

Поэтому Мининфраструктуры инициирует в рамках ОЧЭС комплексное развитие морских портов Черноморского региона с учетом туристического сектора. “Во-первых, это необходимо с точки зрения диверсификации источников получения портами доходов. Ведь каждый турист, по оценке специалистов, составляет в квоте дохода от EUR50 и более. Кроме того, объединение причерноморских портов разных стран может дать ощутимый синергетический эффект”, — сказала глава Гостуризмкурорта и отметила, что для того, чтобы выделить самостоятельное круизное направление, не менее 5 портов Черноморского региона должны иметь инфраструктуру, способную обслуживать круизные суда длиной более 300 м.

Е. Шаповалова предложила наладить эффективное сотрудничество между странами Черноморского региона по таким вопросам: упростить прохождение таможенных процедур пересечения государственных границ черноморских стран круизными туристами и разработать унифицированные требования к предоставлению услуг при организации круизного туризма, в т.ч. и к тем компаниям, которые занимаются обслуживанием на берегу — относительно качества транспорта и экскурсионного обслуживания.

“Если мы выработаем единые общие стандарты для круизного туризма, это позволит нам создать качественный конкурентоспособный туристический продукт на внешнем рынке”, — подчеркнула глава Гостуризмкурорта.

В Мининфраструктуры Украины убеждены: объединение усилий заинтересованных сторон в развитии сотрудничества в Черноморском регионе будет способствовать повышению уровня национальных экономик этих стран, а соответственно росту благосостояния их граждан.

В рамках Международной транспортной недели 28—29.05.2013 г. состоялся Форум Ассоциации транспортного коридора Восток—Запад (EWTCA II) “Расширение транспортных сообщений и перевозок между регионами Балтийского моря—Черного моря в рамках Политики восточного добрососедства ЕС”. Форум направлен на содействие диалогу между основными заинтересованными сторонами двух регионов, расширение транспортных сообщений и перевозок между регионами Балтийского моря—Черного моря, укрепление Ассоциации транспортного коридора Восток—Запад (EWTCA) в качестве инструмента межрегионального сотрудничества.

В мероприятии приняли участие представители Украины, Польши, Литвы, Швейцарии, Швеции, Дании, Эстонии и др. — всего около 80 человек из 13 стран мира. Во время торжественного открытия вице-министр Министерства транспорта и коммуникаций Литовской Республики Саулюс Гирдаускас пожелал участникам успешной работы и выразил благодарность организаторам за возможность уже во второй раз проводить в Одессе форум Ассоциации EWTCА. “Сегодня Украина отмечает положительную тенденцию в упрощении процедур торговли. Внедрение унифицированной системы “единого окна” позволит оперативно обмениваться актуальной информацией о внешнеэкономической деятельности и ускорит процесс доставки грузов. В частности, сегодня мы обратим внимание на новые разработки концепции “единого окна” вдоль связей Балтийского и Черного морей”, — заявил С. Гирдаускас. Он также напомнил, что уже с 1 июля и до конца 2013 г. Литовская Республика будет председательствовать в Совете Европы. Литва будет стремиться завершить уже начатые в этом году дела и уделит большое внимание вопросам реализации Стратегии Балтийского моря и программы Восточного партнерства ЕС, в которую входит и Украина.

29.05.2013 г. после торжественной церемонии открытия выставки “ИНТЕР-ТРАНСПОРТ” состоялась юбилейная презентация проекта “Викинг” — “10-летний опыт работы поезда “Викинг”: основа для создания международного транспортного коридора Балтийское море—Черное море”. Поезд комбинированного транспорта “Викинг” является совместным проектом железных дорог Литвы, Украины, Беларуси и Болгарии. Поезд проходит по территории вышеуказанных стран и соединяет Балтийский регион с портами Черного, Средиземного и Каспийского морей. Как отмечали участники форума, поезд комбинированного транспорта “Викинг” демонстрирует эффективность мультимодальных перевозок в направлении Черное море—Балтийское море. Достижения и потенциал этого поезда были презентованы грузоотправителям и представителям иностранных транспортных ведомств. График движения, гибкие тарифы, упрощенные таможенные процедуры, экологичность, безопасность и минимальное время доставки вызывают интерес и у стран Черноморского и Балтийского регионов. Это позволило бы развивать грузооборот со Скандинавским (Финляндия, Швеция, Норвегия), Среднеазиатским (Казахстан, Узбекистан), Закавказским (Грузия, Азербайджан) регионами и Турцией.

30.05.2013 г. прошел третий Международный семинар ООН ЕЭК, посвященный упрощению процедур торговли в Украине и проекту “Единое окно — локальное решение”. Основная тема семинара — достижения и новые вызовы.

Справка. Организаторами Международного семинара по вопросам упрощения процедур торговли и локального “единого окна” выступили ЕЭК ООН в сотрудничестве с правительством Украины при поддержке Украинского национального комитета Международной торговой палаты (ICC Ukraine) и Ассоциации транспортно-экспедиторских и логистических организаций Украины “Укрвнештранс”.

Как отметил заместитель председателя Верховной Рады Украины Руслан Кошулинский во время открытия третьего семинара по вопросам упрощения процедур торговли и локальному “единому окну”: “Времени для внедрения технологий “единого окна” уже не осталось. Парламент Украины готов получить законодательные инициативы от Межведомственной рабочей группы “Единое окно — локальное решение”, которая осуществляет свою деятельность в зоне Южной таможни и портов Одесской области”. Он добавил: “Депутаты первыми получают сигнал о необходимости подготовки законопроекта и сегодня они уже ждут этих рекомендаций в новом качестве. Необходимо в срочном порядке минимизировать теоретическую и экспериментальную деятельность, для того чтобы начать работать в законодательном русле. Это нам позволит удалить тот тромбоз, который у нас сегодня существует в транспортной артерии”.

31.05.2013 г., традиционно в этот день, в Одессе прошел ХI День международного экспедитора 2013, который в нынешнем году был посвящен вопросам организации транснациональных грузоперевозок через регионы Черного, Балтийского, Каспийского морей в направлениях Север—Юг, Восток—Запад, также были рассмотрены вопросы развития интермодальных перевозок в целом. Отдельное внимание было уделено вопросам перехода на электронный обмен данными в процессе международных перевозок, практического применения унифицированной накладной ЦИМ/СМГС в форме электронной записи, упрощения международных торговых процедур путем внедрения механизма “единого окна”, развития единого железнодорожного права на глобальном уровне. Также участники конференции обсудили основные аспекты профессиональной подготовки и сертификации международных экспедиторов по стандартам FIATA.

Подробнее о мероприятиях Международной транспортной недели см. в следующих номерах журнала “Транспорт”.

Источник: Транспорт. – 2013. – № 22. – С. 58 – 61.