Совершенная норма: Украинское нормативное регулирование инвестирования за границу требует усовершенствования и либерализации в части индивидуальных лицензий и обязательного декларирования

Настоящая статья посвящена вопросам, связанным с международным структурированием украинского бизнеса, а именно: с иностранным инвестированием. Особое внимание уделяется порядку индивидуального лицензирования Национальным банком Украины (НБУ), а также Минэкономразвития. В заключение авторы приходят к выводу о том, что украинское инвестиционное право требует усовершенствования и либерализации.  Упрощение и ускорение процедуры получения лицензий, смягчение требований по обязательному декларированию – это меры возможной либерализации.

В нашей стране, когда бизнес достигает определенного уровня развития, часто возникает необходимость выстраивания для него международной структуры. Такая структура предусматривает прежде всего наличие офшорной (зарегистрированной вне украинской юрисдикции) холдинговой компании, где сосредоточены корпоративные права бизнес-группы. Причины необходимости такого структурирования могут быть самыми разнообразными, начиная с налоговой оптимизации и защиты от рейдерских захватов и заканчивая намерением привлечь финансирование от институциональных кредиторов и предпродажной подготовкой бизнеса.

Приступив к учреждению холдинговой компании за пределами Украины, украинский бизнесмен сталкивается с необходимостью получения лицензии на инвестирование за границу. Если в уставный капитал холдинговой компании вносится валюта, лицензию выдает Национальный банк Украины (НБУ); если вносятся имущественные ценности — лицензирующим органом выступает Минэкономразвития. В каждом случае, чтобы получить лицензию, нужно подготовить соответствующий пакет документов и пройти определенную юридическую процедуру. После получения лицензии и успешного учреждения холдинговой компании лицензиат должен выполнять требования украинского законодательства относительно обязательного декларирования офшорной инвестиции. Нередки случаи, когда вышеперечисленные формальности заставляют украинский бизнес либо отказаться от идеи введения иностранной холдинговой компании в свою корпоративную структуру, либо сделать это в обход требований украинского законодательства.

В последующих разделах данной статьи мы кратко проанализируем процедуру получения лицензий на инвестирование за границу и сопряженные обязательства по декларированию.

 

Лицензии НБУ

Порядок получения индивидуальных лицензий НБУ на осуществление инвестиций за границу регулируется инструкцией, утвержденной постановлением правления НБУ № 122 от 16 марта 1999 года. За время своего существования данная инструкция претерпела немало изменений, в основном касающихся либерализации лицензионного процесса. В частности, она уже не содержит требований к потенциальному лицензиату относительно получения положительных выводов соответствующих органов Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины по борьбе с организованной преступностью, а также был конкретизирован и расширен перечень случаев, когда лицензию получать не нужно.

Общий порядок получения лицензии предусматривает подачу в НБУ заявления, копий корпоративных документов заявителя, оригиналов или копий документов, предоставляющих право на приобретение объекта инвестиции. Если размер инвестиции превышает эквивалент 10 000 евро, заявитель дополнительно подает в НБУ информацию от фискальных органов о состоянии исполнения заявителем обязательств по уплате налогов, а также копию налоговой декларации за предыдущий год для подтверждения наличия у заявителя достаточных средств для приобретения объекта инвестиции. Однако этим подача документов не ограничивается. НБУ имеет право требовать от заявителя подачи дополнительных документов для получения детальной информации об осуществляемой инвестиции. Данным требованием НБУ может значительно увеличить и без того длительный (25 рабочих дней) срок принятия решения о выдаче лицензии.

Примечательно, что украинское законодательство не дает возможности инвестировать какой-то минимальный размер валюты без получения индивидуальной лицензии НБУ. То есть даже при инвестировании ничтожной суммы лицензия все равно нужна. Возможно, в рамках общей либерализации системы валютного регулирования регулятор (НБУ) пересмотрит свой подход к данному вопросу. В конце концов установление минимального порога для инвестирования без лицензии вряд ли создаст риск чрезмерного неконтролируемого вывода капитала с Украины. Вместе с тем это могло бы упростить задачу международного структурирования для украинского бизнеса.

После получения индивидуальной лицензии НБУ на лицензиата возлагаются обязательства, связанные с декларированием в НБУ и Государственной фискальной службе Украины (ГФС) корпоративных прав в офшорной холдинговой компании. Данная обязанность установлена статьей 9 Декрета КМУ № 15-93 от 19 февраля 1993 года и конкретизирована в общем письме НБУ и Государственной налоговой администрации Украины № 28-311/1929-2823, № 3368/5/23-5316 от 17 апреля 2003 года.

 

Лицензии Минэкономразвития

Внесение в капитал зарубежной компании имущественных ценностей пользуется определенным спросом (хоть и не является столь популярным, как инвестирование валюты). Вопросы лицензирования таких инвестиций регулируются в основном следующими нормативно-правовыми актами:

— Указом Президента Украины «Об инвестировании имущественных ценностей резидентами за пределы Украины» от 13 сентября 1995 года № 839/95;

— Положением о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины и Положением о порядке контроля и отчетности относительно использования имущественных ценностей, инвестируемых за пределами Украины, которые утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1996 года № 229;

— приказом Минэкономики Украины «О порядке принятия и рассмотрения Министерством экономического развития и торговли Украины документов для получения индивидуальных лицензий на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины» от 7 ноября 2000 года № 240.

Согласно этим актам, инвестирование имущественных ценностей за пределами Украины может осуществляться либо с целью их внесения в уставный фонд предприятий, созданных за границей, либо для закрепления за филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями для выполнения поставленных перед ними задач.

Получение индивидуальной лицензии Минэкономразвития предусматривает подачу заявления, копий уставных документов заявителя, справки об открытом счете в обслуживающем банке заявителя, документа, подтверждающего стоимость имущественных ценностей в иностранной валюте, расчет сроков, необходимых для реализации имущественных ценностей за пределами Украины. Минэкономразвития рассматривает поданные документы и принимает решение о выдаче индивидуальной лицензии на протяжении 15 рабочих дней. Существует исчерпывающий перечень оснований, по которым Минэкономразвития может отказать в выдаче индивидуальной лицензии. Эти основания связаны с нарушением инвестором законодательства Украины либо с действующими обременениями инвестируемых имущественных ценностей.

Инвестировав за границу имущественные ценности, украинские инвесторы обязаны подавать соответствующую информацию в НБУ, ГФС, Минэкономразвития и в Государственную службу статистики Украины. Очевидно, государство могло (и должно) бы сократить количество вышеуказанных органов, перед которыми обязан отчитываться инвестор.

 

Выводы

Украинское нормативное регулирование вопросов инвестирования за границу требует усовершенствования и либерализации. Возможные сферы улучшения включают расширение перечня исключений из обязанности получения индивидуальной лицензии, упрощение и ускорение процедуры получения лицензии, смягчение требований по обязательному декларированию. Данные шаги создадут более благоприятные условия для оптимального структурирования украинского бизнеса, что пойдет на пользу и частному сектору, и государству.

 Авторы: Р. ШУЛЯР, Б. БУРЛАКА

Источник:  http://pravo.ua/article.php?id=100115303

Читайте также