24/7

Как зарегистрировать яхту?

26 февраля : ru 2 9 марта : ru 2 20 марта : ru 2 всего: 5124.06.14

Основными факторами, которые обеспечили интернационализацию современного судоходства в целом и яхтинга в частности, являются гибкая судоходная политика развивающихся стран и регистрация судов под «удобными» флагами.
Основополагающим в морском праве, несомненно, является понятие судна. Очевидно, что яхта – это судно. 
Принято считать, что юридическими признаками судна являются флаг и национальность, регистрация и идентификация, причем именно регистрация в судовом реестре того или иного государства является ключевым моментом, с которого начинается существование судна в правовом аспекте. 
Статьи 90 – 94 ЮНКЛОС (UNCLOS – Конвенция ООН по морскому праву 1982, подписанная в Монтего-Бее, Ямайка) содержат положения, определяющие правовую связь судна с государством, где оно зарегистрировано, то есть государством флага. Из этих положений можно сделать вывод, что пространство, которое занимает яхта в открытом море, считается территорией государства, где зарегистрирована яхта. 
Рассмотрим подробнее особенности регистрации яхт.
    
Является регистрация яхты правом или обязанностью? Ответ может быть единственный: регистрировать яхту обязательно.  
Регистрация судна – это условие приобретения судном национальной принадлежности и права плавания под государственным флагом.  Условия государственной регистрации различаются в разных странах. Эти условия и порядок регистрации судов устанавливает само государство. 
При выборе страны регистрации яхты следует руководствоваться следующими мотивами:  
- финансовым – размер таможенных платежей при оформлении импорта в страну проживания собственника для получения национального флага (в Украине это примерно 30% от таможенной стоимости яхты) стоимость первоначальной регистрации и перерегистрации яхты на нового владельца (в случае продажи), размер ежегодных платежей и т.д.;
- операционным – возможная необходимость предъявления яхты для осмотра при регистрации, а так же необходимость прохождения всякого рода проверок и освидетельствований, предусмотренных законодательством;
- международно-правовым – «нейтральность» будущего флага, участие государства во всевозможных двух- и многосторонних международных договорах, предоставление благоприятного режима в морских портах и др. 
Потребность в регистрации яхты и соответствующая обязанность имеется, в первую очередь, у владельца яхты. В любой юрисдикции необходимо доказать, что владение яхтой осуществляется на законном основании.
Во многих юрисдикциях необходимо иметь статус резидента для регистрации яхты. В зависимости от этого фактора судовые реестры делятся на два вида: 
1)    национальные («закрытые») – собственником яхты, зарегистрированной в таком реестре, может быть только физическое/юридическое лицо-резидент государства флага;
2)    международные («открытые») – собственником яхты может быть физическое/юридическое лицо любой национальности либо лицо из ограниченного перечня регионов. 

Для регистрации  яхты ей необходимо присвоить наименование, которое не должно быть непристойным в языке страны, где производится регистрация. Название яхты не должно приводить к путанице при переговорах по радио. В зависимости от наличия радиооборудования яхте присваивается позывной сигнал, идентификационный номер судовой радиостанции и номер избирательного вызова судовой радиостанции.
В зависимости от конкретной юрисдикции, яхта должна будет пройти освидетельствование на предмет технической безопасности, причем особые требования предъявляются к яхтам, которые будут эксплуатироваться в коммерческих целях, например, сдаваться в чартер. Такое освидетельствование обеспечивается соответствующим сюрвейером и классификационным обществом, которое признается реестром и присваивает яхте класс.
Для идентификации некоторых категорий яхт используется также Система опознавательных номеров судов ИМО (Международная морская организация), введенная в соответствии с Резолюцией ИМО А.600(15).
Не секрет, что регистрация прогулочных яхт под иностранными «удобными» флагами – распространенная и повсеместно применяемая практика. 
Одним из наиболее удобных мировых «открытых реестров», является Панамский реестр, начало которому было положено в 1925 году.  На сегодняшний день Панама - это одна из ведущих оффшорных юрисдикций в мире. Законодательство страны обеспечивает строжайшее сохранение конфиденциальной информации. Больше всего судов в мире зарегистрировано под флагом Панамы. Преимущества панамского реестра известны своими умеренными  регистрационными пошлинами, небольшим сроком оформления документов, отсутствием налогов при продаже яхт, отсутствием пошлин на прибыль от зарубежных морских коммерческих действий, никаких ограничений в отношении собственности или возраста яхт, которые могут быть зарегистрированы любой личностью независимо от гражданства или места жительства. Еще одним значительным преимуществом при регистрации яхт под юрисдикцией Панамы является отсутствие необходимости предоставления Сертификата сюрвейера о техническом состоянии яхты
Достойной альтернативой может быть регистрация судна в одной из стран Британского Содружества и получение статуса British vessel и права плавания под торговым флагом Великобритании. Такую возможность предоставляют, например, о. Джерси и о. Гернси. Процедура регистрации здесь также достаточно удобна и проста. При этом временная регистрация является дополнительной, необязательной, опцией, но требуется сюрвейерский осмотр яхты. 
В базовый комплект документов для регистрации яхты под «удобным» флагом входят следующие документы:
1)    Оригинал нотариально заверенного и легализованного Сертификата судостроителя на яхту (Builder’s Certificate) – если яхта новая, или 
Оригинал нотариально заверенной и легализованной Купчей (Bill of Sale) на яхту, если яхта не новая.
Указанные документы подтверждают переход права собственности на яхту от судостроителя/продавца к  заказчику/покупателю. 
2)    Копия сертификата регистрации либо сертификата благополучия (Good Standing) компании, если собственник – юридическое лицо, или копия паспорта и адрес собственника, если это физическое лицо.
3)    Оригинал легализованного Сертификата об исключении яхты из предыдущего Реестра (Deletion Certificate), если яхта не новая. 

Перечень необходимых документов будет разниться в зависимости от выбранной для регистрации юрисдикции. 
Учитывая специфику работы иностранных реестров, одним из преимуществ является оперативность их работы. Так, копии временных регистрационных документов предоставляются в течение 5-ти рабочих дней. Оригиналы предоставляются еще через 5 дней. Постоянные документы обычно оформляются в течение последующих 1,5 – 2 месяцев. 
По завершении регистрации яхта обычно получает два документа: 
1) Сертификат регистрации либо Навигационный патент - в иностранных юрисдикциях эти документы, обычно выполняют две функции одновременно: факт регистрации яхты на физическое/юридическое лицо и предоставление права плавания под флагом определенного государства; 
2) Лицензию на пользование радиосвязью с присвоенными позывным сигналом и идентификационным номером судовой радиостанции. 

Опубликовано на cfts.org.ua

Авторы: Артур Ницевич, Кирина Ряшенцева