24/7

Коносамент: особенности, функции и виды

8 февраля : ru 15 10 февраля : ru 4 9 февраля : ru 3 всего: 148315.05.14

Отличительной особенностью морских перевозок является использование специального документа, наделенного уникальными свойствами. Речь идет о коносаменте. Лицам, которые обслуживают перевозки грузов на морских судах, часто приходится сталкиваться с проблемами связанными с коносаментом, а также выдачей груза, который перевозится по коносаменту. В частности, от правильного оформления коносамента зависит многое. Неправильное его оформление может повлечь значительные убытки для капитанов судов, отправителей и получателей грузов, экспедиторов, морских агентов, брокеров и других лиц, принимающих участие для осуществления успешной морской перевозки. Важное значение правильного оформления коносамента имеет место при  возникновении следующих ситуаций:

- требования выдачи чистого коносамента при явных повреждениях груза;

- требования выдачи груза без предъявления коносамента;

- наличия разночтений между коносаментом и штурманской распиской и т.д.

Защита прав и интересов ответственных лиц значительно усложняется, в случае непонимания значения такого многофункционального документа, как коносамент.

 

Краткая история развития коносамента

С уверенностью можно сказать, что использование коносамента имеет многовековую практику. Так, первое упоминание об обязанности судовладельца составить перечень грузов на борту судна, было закреплено еще в Королевском своде законов Испании в 1255 году. Уже в X1V в. коносамент, как необоротная расписка судовладельца (капитана), регулярно выдается купцам, которые не намерены были путешествовать со своими грузами. В этих расписках судовладельцы, как правило, отмечали наименование, количество и качество груза принятого на борт. В последствии  данный документ стал отражать и условия договора перевозки груза с целью разрешения споров, которые неизбежно возникали между грузовладельцами и перевозчиками. И наконец, на рубеже ХVIII в. коносамент приобретает свою третью основную «черту» - оборотного документа, позволяющего грузовладельцу распорядиться грузом до его прибытия в порт назначения с помощью индоссамента, передаточной надписи. XIX в. ознаменовался становлением коносамента в таком виде, в котором он существует и в настоящее время.

С развитием линейного судоходства, значение коносамента еще более возрастает. За счёт сокращения употребления чартера, коносамент наделяется дополнительными функциями и выступает как доказательство наличия и содержания договора морской перевозки груза, начинает регулировать отношения между перевозчиком и получателем груза даже при наличии чартера.

 

Источники регулирования

Началом унификации норм, регулирующих вопросы использования коносамента,   считают работу Ассоциации для реформы и кодификации международного права, которая разработала и опубликовала Гамбургские и Лондонские правила фрахтования. Однако данные правила использовались в добровольном порядке и отражали, в основном, интересы грузовладельцев. Новая волна правотворческих усилий привела к разработке Гаагских правил о перевозках грузов по коносаменту 1921 г. Данные Правила были одобрены Международной конференцией судовладельцев и нашли своё применение  в виде условий коносаментов, однако ситуация осложнилась так, что национальное законодательство оставалось в силе, коллизии были неизбежны. Назревала острая необходимость в создании единой обязательной конвенции. Так, в Брюсселе в 1924г. принимается Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, сохранившая название Гаагских правил. В связи с внедрением контейнеризации грузов усиливалась критика Гаагских правил, а именно размер ответственности перевозчика, к тому же коллизии Правил с национальными законодательствами не были исчерпаны. С целью дальнейшего усовершенствования международно-правового режима перевозок грузов, был подписан Протокол об изменении Гаагских правил 1924 г., который получил название Правила Висби, вступившие в силу в 1977 г. Данные Правила были приспособлены для регулирования отношений между развитыми странами, в свою очередь развивающиеся страны оставались неудовлетворёнными. В последствие, именно развивающиеся страны, которые составляли большинство в ООН, добились выработки новой Конвенции о морской перевозке грузов, получившей название Гамбургских правил 1978 г. Следует заметить, что эта Конвенция ввела довольно непривычный правовой режим коносаментных перевозок. Упомянутая Конвенция слабо учитывала специфическую роль судовладельца-перевозчика в морском бизнесе, международное сообщество считало, что Конвенция не в полной мере регулирует отношения по поводу прямых смешанных (мультимодальных) перевозках, которые получили стремительное развитие в конце XX века наряду с тенденцией контейнеризации перевозок. Таким образом, все эти перипетии привели к разработке проекта новой конвенции в рамках работы Комиссии ООН по праву международной торговли. В результате, Конвенция ООН о договорах полной или частичной морской перевозки грузов была подписана в Роттердаме в 2009 г. и получила название Роттердамских правил. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 г. призвала все страны стать участниками данной Конвенции.

Итак, на данном этапе разработка новых нормативно-правовых актов международного значения приостановлена, так как каждая из Конвенций, в определённой степени, урегулировала проблемные аспекты, сложности связанные с выдачей коносамента.

 

Понятие и функции коносамента

Коносаментом является документ установленной формы, который выдаётся перевозчиком (судовладельцем) в доказательство факта принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Основные функции коносамента сводятся к тому, что он содержит условия договора перевозки груза, выполняет роль расписки перевозчика (судовладельца) и выступает товарораспорядительным документом. Рассматривая каждую из функций коносамента, становится очевидным уникальность и многофункциональность данного документа.

В осуществлении морской перевозки центральное место занимает перевозчик. Отношения перевозчика с отправителями и/или получателями груза складываются в сложную многообразную систему. Она столь велика, что международной практикой были выработаны эффективные формы организации отношений перевозчика с получателем груза - проформы коносаментов. Таким образом, коносамент, выдаваемый перевозчиком отправителю, регулирует отношения не столько между отправителем груза и перевозчиком, а сколько между перевозчиком и получателем груза. Также, стоит заметить, что договор перевозки, который оформляется посредством коносамента, определяет взаимные права и обязанности между перевозчиком и грузополучателем, что свидетельствует о правовой природе договора в пользу третьего лица – получателя. При этом следует помнить, что коносамент — документ односторонний, содержит подпись и печать только перевозчика, так что формой договора морской перевозки груза он никак не может считаться. Тем не менее, он содержит все реквизиты, необходимые и достаточные для заключения такого договора.

Следующей важной функцией является то, что коносамент выступает как расписка перевозчика в приеме груза. Так, ч.3 ст. 3 Правил Гаага-Висби закрепляет, что «получив грузы и приняв их под свой контроль, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен, по требованию отправителя, выдать отправителю коносамент должным образом описывающий груз, содержащий опознавательные знаки, количество груза, внешний вид и состояние груза». Обязанность перевозчика подтвердить принятие груза выдачей коносамента также содержится в ч.1 ст. 14 Гамбургских правил, которая гласит: «когда перевозчик или фактический перевозчик принимает груз в свое ведение, перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать грузоотправителю коносамент».

Коносамент выдаётся после принятия груза к перевозке по просьбе отправителя. Приобретение бланков коносаментов и первоначальное их заполнение осуществляется отправителем груза. Далее коносамент поступает в сферу ответственности перевозчика, который должен оформить коносамент окончательно, сопоставить данные отправителя с информацией штурманской расписки. Штурманская расписка выдаётся отправителю до выдачи коносамента и также является распиской в приёмке груза к перевозке. После чего, перевозчик должен выдать коносамент отправителю груза по его просьбе. Выдача коносамента связывается с установлением трёх важных фактов: - получение груза перевозчиком, - погрузка груза на борт судна, - отход судна в рейс.

Коносамент подписывается от имени перевозчика. Фактически, как правило, это осуществляется капитаном судна, или же другим лицом, уполномоченным капитаном. Обычно подписание коносамента производится в день его выдачи. Также, полномочия на подписание коносамента имеет морской агент, в частности линейный агент, а в отдельных случаях грузовой агент.

Важным элементом является дата выдачи коносамента. Как правило, дата выдачи свидетельствует о дате исполнения поставки и дате заключения договора морской перевозки. Дата выдачи коносамента также имеет важное значение в расчётных отношениях. Неправильное указание даты может быть в случае проставления даты в коносаменте более поздним днём (Stale Bill of Lading) и датирования коносамента более ранней датой, предшествующей погрузке груза на борт (Antedated Bill of Lading). Датирование коносамента задним числом является грубым нарушением (антидатирование), а иногда может представлять собой уголовно наказуемое деяние – мошенничество или фальсификацию документов.

Коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи товаров, а также другие операции с товарами осуществляются с помощью коносамента без физической передачи самих товаров. То есть коносамент, представляющий названные в нем товары может быть куплен, продан, передан на определенных условиях. Это возможно в силу того, что коносамент, являясь ценной бумагой, выражает право собственности на конкретный указанный в коносаменте груз. Таким образом, отправитель, выступая законным держателем коносамента, сохраняет своё право распоряжаться грузом на протяжении его транспортировки и затем передавая его должному лицу. Выдача груза в порту назначения производится после предъявления коносамента.

 

Виды коносамента

Имея природу документа, удостоверяющего договор перевозки груза, коносамент может быть ордерным, на предъявителя, а также именным. В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан “приказу отправителя” либо “приказу получателя”,  то есть отправителем или получателем может осуществляться передача коносамента другим лицам. Обычно в коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в коносаменте отсутствует, считается, что он составлен “приказу отправителя”.  В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, то есть в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент. По именному коносаменту груз может получить лишь то физическое или юридическое лицо, на имя которого он выписан. В этом случае его ценно-бумажные свойства отходят на второй план или совсем исчезают. 

С целью удовлетворения потребности связанной с приданием коносаменту свойств ценной бумаги, используются проформы, которые подразделяются на виды в зависимости от того, в какой форме судоходства, соответственно морской перевозки, используется коносамент. На основании этого, коносаменты подразделяются на линейные и чартерные. Линейный коносамент – это самостоятельный документ, удостоверяющий наличие и содержание договора перевозки груза, принятие груза к перевозке и право (титул) собственности на груз. Чартерный коносамент представляет собой расписку перевозчика в получении груза к перевозке, а условия договора перевозки зависят от соотношения положений коносамента и чартера, по которому зафрахтовано судно.

В связи с развитием смешанных перевозок коносамент получил распространение, как документ, с помощью которого оформляется смешанная перевозка груза. Так, коносамент получил деление на такие виды, как сквозной, комбинированный и морской. Сущность сквозного коносамента состоит в том, что он выдаётся на всю перевозку от порта отправления до порта назначения. В случае если морских перевозчиков несколько, груз следует с перевалкой на другое судно, то в таком коносаменте обязательно должны быть указаны порты перевалки. Ответственность перед грузовладельцем несёт перевозчик, выдавший коносамент, поскольку каждый перевозчик, передающий груз следующему, считается экспедитором. Наиболее распространение такой вид коносамента нашёл при контейнерных перевозках. Что касается комбинированного коносамента, он выдаётся экспедитором, который несёт ответственность за груз с момента его приёмки до передачи получателю в пункте назначения. Наконец, морской коносамент выдаётся на перевозку груза, которая осуществляется только морем.

Следует отметить, в зависимости от полноты данных, указанных на обороте коносамента, различают коносаменты краткой и развёрнутой формы. Основное различие состоит в том, что в коносаментах краткой формы оборотная сторона не заполняется, в то время, как коносамент развёрнутой формы на оборотной стороне содержит условия договора морской перевозки. Так, в коносаментах краткой формы условия договора перевозки определяются путём отсылки к чартеру при чартерном коносаменте, либо к правилам, разработанным самим перевозчиком.

 

Домашний коносамент

Отдельно выделяется такая разновидность коносамента как домашний коносамент. Как было сказано ранее, коносамент выдаётся перевозчиком (судовладельцем) грузоотправителю в подтверждение принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Однако коносамент может быть выдан не только перевозчиком, но и экспедитором, выполняющим функции перевозчика (контрактным перевозчиком), и экспедитором, заключившим договор с перевозчиком. Коносамент экспедитора, как и всякий другой может играть роль ценной бумаги, то есть быть оборотным документом.

Сравнивая особенности домашнего и линейного коносаментов, следует отметить, что их основные позиции и внешняя форма являются сходными. На лицевой стороне коносамента, как домашнего, так и линейного, обыкновенно будут содержаться такие реквизиты, как наименование груза, его описание, включая упаковку и маркировку; вес брутто; подпись уполномоченного представителя перевозчика; наименование судна и его флаг. Однако существует и ряд реквизитов, которые будут различны в зависимости от вида коносамента, в частности: грузоотправитель, грузополучатель и сторона, которую перевозчик обязан уведомить о прибытии груза (получатель) по коносаменту.

Право выдавать домашний коносамент принадлежит также NVOCC – перевозчику, не владеющему тоннажем. Одним из способов организации деятельности NVOCC является выдача грузовладельцу одного документа (домашнего коносамента) на весь процесс перевозки. Домашний коносамент NVOCC, оформленный в соответствии с требованиями сторон может быть использован и в расчётных операциях между сторонами сделки, в том числе с применением аккредитива

Домашний коносамент также выдаётся экспедитору, когда тот объединяет в одном контейнере партию грузов, которые принадлежат разным грузовладельцам и представляют собой различные партии грузов. В этом случае обычно выдаются несколько документов на каждую из партий, объединённых в одну. Такие документы обычно выдаются в форме деливери-ордера, который в некоторых юрисдикциях признаётся как ценная бумага – долевой коносамент. Грузы, указанные во всех долевых коносаментах в сумме равняются грузам, которые перевозились по первоначальному коносаменту. Совокупность долевых коносаментов может быть выдана только в обмен на оригинал такого коносамента. Это также имеет место в случае, когда партия груза, находясь в пути, разбивается на более мелкие партии, которые продаются разным покупателям.

В заключении, хотелось бы ещё раз указать, что коносамент действительно универсальный документ многоцелевого назначения. Его функции столь многообразны, что в общем случае, он заменяет три документа. Коносамент широко используется в линейном, трамповом, торгово-промышленном судоходстве, а также для организации смешанных, мультимодальных и интермодальных перевозок. Практика использования коносамента доказала, что этот документ достаточно гибкий по своей природе, поэтому его можно приспособить для оформления грузовых перевозок в условиях появления не только новых форм судоходства, но и новых способов организации грузоперевозок в целом.

В практике Interlegal вопросы, связанные с применением коносамента, занимают особое место. Наши клиенты: перевозчики, экспедиторы, грузовладельцы, имея противоположные интересы, часто по-разному смотрят на правоотношения, опосредованные коносаментом. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту и распространённость документа, эффективное решение практических проблем, связанных с коносаментом, без юристов представляется нецелесообразным и чреватым необоснованными потерями вовлеченных сторон.

 

Опубликовано в журнале "Транспорт".

Авторы: Николай Мельников, Александр Чеботаренко