24/7

Принудительная продажа судна: легко ли это? Или об электронных аукционах в Грузии

14 февраля 2017 г.: ru 2 15 февраля 2017 г.: ru 2 5 марта 2017 г.: ru 2 всего: 57414.07.16

Суда часто продаются в принудительном порядке, то есть независимо от воли судовладельца, практически во всех юрисдикциях. Обычно такой продаже предшествует арест судна. По нашему опыту можем утверждать, что в таких высокоразвитых юрисдикциях, как: Германия, Испания, Италия, Португалия, Франция этот процесс длится много месяцев, а иногда даже годы. В других странах, таких как: Англия, Гонконг и Сингапур, где принята так называемая англо-саксонская правовая система, процесс продажи судна от ареста до проведения публичных торгов идет гораздо быстрее. Эти юрисдикции, в которых действует система общего права, считаются почти что идеальными для принудительной продажи судна с публичных торгов, если вообще возможно что-то идеальное в этой области. Здесь мы не будем спорить о терминах, то есть настоящая статья не о словах, а о практике продажи судов. Итак, мы берем на себя смелость утверждать, что Грузия – наиболее дружественная юрисдикция в отношении принудительной продажи судна, разумеется, «принудительной», хотя это понятие здесь употребляется достаточно условно.

Практическая проблема принудительной продажи судна    

В практике часто возникают проблемы, когда стороны добровольно не выполняют достигнутое соглашение. В этом случае в глазах скептиков появляется восторг. И аргументы против, в частности, медиации, как формы разрешения спора, под этим, прежде всего, подразумевается невозможность принудительного исполнения без дополнительных судебных или арбитражных процедур.

Грузинская правовая система позволяет использовать один из вариантов разрешения данной проблемы – т.н. альтернативное исполнение как часть альтернативного разрешения споров (ADR). Созданная комбинированная форма ADR, помимо разрешения спора, охватывает и форму его исполнения, в случае недобровольного выполнения соответствующей стороной. Тем самым, максимально ограничивает стороны от дальнейшего делопроизводства в соответствующих компетентных органах, позволяет сэкономить их средства и время. Причем, максимально обеспечивается достижение тех результатов, которые формально ставит перед собой государственное исполнительное производство путем принудительного исполнения.

Оцените возможность достижения результатов по всем 3-м возможным вариантам развития ситуации:

1) возбуждение иска в Грузии по месту нахождения судна одним из кредиторов по спору, на который грузинский суд имел компетенцию;

2) возбуждение подобного иска в арбитраже, естественно, после предварительного арбитражного соглашения между судовладельцем, с одной стороны, и выбранной группой кредиторов – с другой (кроме властей Грузии);

3) достижение соглашения путем нотариально заверенного договора, на основании чего нотариусы имеют право выдавать исполнительный лист без обращения в суд, который исполняется в том же порядке, как и вступившее в законную силу решение суда.

С учетом времени и затрат для достижения конечной цели – реализации судна и распределения поступивших сумм, становится понятно, что:

во-первых, эти цели трудно реализуемы; их достижение растянуто во времени и связано с серьезными финансовыми затратами. Все это отражалось на сумме, которую можно было выручить за продажу судна. Растянутые во времени процедуры также увеличивают портовые расходы, которые относятся к привилегированным требованиям и, тем самым, уменьшают распределяемую сумму для каждой из групп кредиторов.

Для разрешения вопроса – определения и эффективного применения формы реализации судна и распределения сумм была изучена практика риелторов в Грузии и практика принудительного исполнения, в частности, практика реализации имущества должника через электронный аукцион.

Было установлено, что правом на размещение заявления помимо административных органов обладает и любое заинтересованное лицо – владелец реализуемого имущества или лицо, обладающее правом реализации, согласно законодательства Грузии.

Параллельно было проанализировано соответствующее законодательство Грузии, в частности, нормы консенсуального характера вещного права, согласно которым соглашение сторон имеет полную автономию, если оно прямо не противоречит императивным нормам закона. То есть для цели разрешения спора мировым соглашением любое соглашение сторон имеет законную силу, если оно прямо не противоречит публичному праву и нормам этики.

Был сделан важный вывод, что возможное   соглашение может охватывать не только само разрешение спора, но и форму фактического достижения тех результатов, волю на которые стороны могли изъявить в этом соглашении.

Предпринимаемые действия мы оценивали другим стандартом по сравнению с обычно принятым, который подразумевает применение действий, прямо предусмотренных законом. Вместе с тем, мы обосновались и нормами, которые императивно не предусмотрены, но при этом не противоречат императивам.

 С учетом этих двух принципов, мы полностью охватили правовое поле для решения данного спора соглашением сторон. Инструментом его разрешения выбрали медиацию, как наиболее эффективную форму, которая должна была регулировать и сам спор, и исполнение достигнутых   договоренностей.

Медиация в Грузии

Была проведена процедура медиации в центре медиации при ТПП Аджарии (Батуми, Грузия), и в результате переговоров было достигнуто соглашение о распределении сумм между кредиторами с учетом своеобразия удовлетворения морских требований.

В этом же соглашении была определена форма реализации имущества и его начальная стоимость. И, что очень важно, был назначен «независимый специалист», были определены его полномочия и обязательства, с которым все стороны спора, включая судовладельца, подписали соглашение. Согласно этим документам было размещено заявление на том электронном пространстве, где, как выше было сказано, Исполнительное бюро Министерства юстиции Грузии размещало свои заявления о принудительной реализации имущества должника.

С учетом того, что подобная практика в Грузии применялась впервые, администрация Министерства Финансов вытребовала и проверила все документы, которые были составлены и заверены в рамках медиативного производства, и после уточнения полномочий организаторы аукциона дали авторизацию на размещение заявления в электронном пространстве.

Судно было реализовано через аукцион, стороны сами приняли участие в поиске покупателя. В течение оговоренного в заявлении срока, покупатель – нерезидент Грузии зарегистрировался на аукционе, не приезжая в Грузию, и вся процедура оплаты гарантийной суммы и основной суммы прошла согласно всем правилам, применимым в исполнительном производстве. Поступившая сумма впоследствии была распределена организатором аукциона между кредиторами, и дело было прекращено.

Что касается юридических результатов для покупателя: Протокол о приобретении прав на имущество через аукцион был составлен и подписан организатором аукциона; переведенные и апостилизированные Протокол вместе с заявлением об аукционе, также письменным подтверждением администрации аукциона о выявлении победителя для морской администрации государства флага послужил основанием регистрации права собственности на судно на нового владельца в судовом реестре без дополнительных процедур.

Использовав преимущества ADR и правовую благоприятность юрисдикции Грузии в рамках одного документа – медиативного соглашения фактически удалось обойти все судебные/арбитражные тяжбы, процедуру признания и исполнения решения суда/арбитража, и мы вышли прямо на окончательный этап принудительного исполнения - реализацию судна через аукцион.  Тем самым мы сэкономили время и затраты всех сторон-участников процесса.  Бесспорно, что именно в рамках ADR возможно было достижение реальных результатов - не только   объективного разрешение спора, но и реализации достигнутых соглашений.

Последовательность процедуры. Вообще, процедуру можно условно разбить на следующие этапы:

- Банк формально инициирует процесс, направив соответствующее письмо должнику с требованием о погашении долга (кредита).

- Должник отвечает письменно о своем согласии погасить задолженность путем продажи судна с аукциона.

- Обе стороны выдают соответствующие доверенности адвокатам.

- Подготавливается Регламент, а также соответствующие договоры, в том числе, соглашение с «независимым специалистом» (лицо, которое будет проводить весь процесс аукциона).

- Независимый специалист подготавливает и направляет заявление с указанием основных положений планируемого аукциона органу последней регистрации государства флага  (описание лота, начальная цена, залог, шаг, планируемая дата и срок проведения аукциона). В заявлении   также запрашивается информация о наличии зарегистрированных требований на судно (ипотека).

- С учётом полученных данных от государства флага Специалист составляет заявление об аукционе, в соответствии с требованием администрации Аукциона.

- При регистрации на публичном аукционе весь указанный пакет документов предоставляется в орган Министерства финансов Грузии, после авторизации которого в назначенную дату открывается публичный электронный аукцион.

- Для определения стоимости лота (судна) возможны три варианта:

а) за основу принимают стоимость судна, которая была заявлена при оформлении первоначального кредита,

б) по фактической стоимости судна на указанный момент (то есть стоимость судна оценивается по принятым на рынке продажи судов методикам, и такая оценка производится независимым сюрвейером),

в) по соглашению сторон (банка и владельца судна).  По нашей практике выбор варианта зависит от задачи, которую ставят перед собой обе стороны, и мы можем дать конкретные рекомендации в каждом отдельном случае при получении информации по сумме долга и о самом судне.

- Аукцион можно проводить в один или в несколько этапов.  Обычно аукцион проходит в три этапа по 10 дней. Если первый из этапов не состоялся по какой-либо причине, то назначаются последующие. На каждом из них уменьшается стоимость лота.

В конкретном случае, мы уложились в один этап - 10 дней. Основное время затрачивается на подготовительный этап (согласование текста регламента, согласование цены, рассмотрение документов, открытие счетов и перечисление аукционных пошлин и сумм), если стороны проявляют лояльность и оперативность весь подготовительный этап может составить не более 20 дней. Таким образом, при благоприятном стечении всех факторов, весь процесс может занять 30 дней (с учетом аукциона).

Еще один важный момент проведения подобного аукциона в том, что законодательство Грузии не ограничивает стороны, заинтересованные в аукционе, необходимостью присутствия продаваемого лота именно в Грузии.  Хотя не было конкретной практики по этому вопросу, но в соответствии с полученным письменным ответом от администрации, возможна   реализация   судна без захода в порты Грузии. В таком случае необходимо предоставление письменного доказательства от компетентных властей порта о нахождении судна в данном порту с указанием возможного срока его нахождения в порту.  В случае продажи судна вне Грузии нужно будет направить указанное заявление Специалиста и капитану порта нахождения судна. Все это необходимо чтобы участники процесса и организаторы не оказались вовлечены в некую мошенническую схему продажи несуществующего судна. 

Творческий подход адвоката – залог развития практики

Здесь описан реальный казус из нашей практики. Всего таких казусов было уже два. В другом случае возник прецедент, когда Исполнительное Бюро настояло на выплате НДС, то есть нельзя исключить, что практика взимания НДС примет обязательную форму. С учетом этой практики рекомендовано, чтобы возможный покупатель, если он нерезидент Грузии, при регистрации участником аукциона имел свежие оригинальные апостилированные документы, подтверждающую дееспособность и правоспособность данного юридического лица, а также представителя данного лица, который от имени победителя подпишет необходимые документы и получит протокол победителя в аукционе.

В общем, можно сделать вывод о том, что по затратам времени и денег Грузия – беспрецедентно дружественная юрисдикция в отношении «принудительной» продажи судов. При том, что Грузия не является участником международных конвенций об аресте судов и о морских залогах и ипотеках слово принудительно мы заключаем в кавычки, поскольку правоотношения по поводу продажи судов независимо от воли судовладельца урегулированы еще далеко недостаточно в международном праве. Конечно, имеются международные стандарты, которые снимают множество вопросов в некоторых специально урегулированных случаях, например, в случаях продажи судов по привилегированным морским требованиям. Однако вообще эти отношения находятся в стадии бурного обсуждения, когда идут не только содержательные споры, но и споры о терминологии. Когда соответствующая конвенция, имеющая условное наименование Пекинской, будет окончательно принята, у нас будет случай для более системного исследования норм и правовых отношений, предметом которых является принудительная продажа судна.

Рекомендация   для кредитного учреждения:

Разработать и включить соответствующую оговорку (соглашение сторон) об альтернативном аукционе, (подготовка и реализация) в договоре об ипотеке на судно, при выдаче кредита.  Или же составить отдельное соглашение при выдаче (реструктуризации) кредита. Все это поможет провести процесс подготовки к аукциону эффективнее в случае, если судовладелец каким-то образом будет задерживать процесс. 

При необходимости, по мере поставленных задач, для цели эффективного делопроизводства возможна и комбинация процедур.   

Опубликовано в журнале Транспорт.

 

Авторы: