24/7

Страхование яхт

21 августа : ru 1 22 сентября : ru 1 24 сентября : ru 1 всего: 617.03.09

Среди частных, физических и юридических лиц признаком хорошего тона стало приобретение страховки, чтобы как-то оградить себя от рисков, связанных с владением и пользованием яхтой. Однако многие обладатели плавсредств не только слабо ориентируются в вопросах навигации, но и в страховых отношениях недостаточно сведущи. А страхование маломерных прогулочных судов, в том числе и яхт – весьма своеобразный страховой продукт. И даже знакомство со страхованием вообще не поможет при организации страховки своей яхты. Проблема сознательности при этом вообще стоит довольно остро. Вам могут предложить, например, купить или арендовать лодку, и в стоимость такой сделки уже может быть заложена страховка. А вы, страстно желая приобрести яхту побыстрее, не обратите должного внимания на договор страхования – полис. Посему надеемся, что практические комментарии Николая МЕЛЬНИКОВА, партнёра юридической фирмы и специалиста по морскому праву, заинтересуют многих.

– Уважаемый Николай Владимирович! Как Вы оцениваете рынок услуг страхования яхт и катеров в Украине?
– Он находится в зачаточном состоянии.
– А на просторах бывшего СССР?
– Только в Российской Федерации, пожалуй, есть признаки довольно быстрого развития этого рынка. Так, РОСГОССТРАХ внедрил специальный сервис для страхования частного маломерного флота.
– Как бы Вы охарактеризовали страхование яхт и катеров? Чем оно отличается от страхования вообще?
– Страхование маломерного флота – один из видов морского страхования. Однако есть некоторая специфика. Например: страхуется перевозка маломерных судов на различных транспортных средствах автомобильного транспорта от дорожно-транспортных происшествий, что, конечно, не характерно для страхования судов вообще.
– Не могли бы Вы рассказать о видах страхования, характерных для яхт и катеров?
– Наиболее распространённый вид страхования – это КАСКО (на английском – H&M). Страхуется только корпус маломерного судна и его штатные механизмы. Квалифицированному страховщику довольно удобно развивать также P&I – страхование ответственности судовладельца. За небольшую дополнительную плату предоставляется дополнительная услуга в страховой фирме, которая обеспечивает качественный страховой сервис. В случае поездки за границу обязательно оформляется медицинская страховка. Вообще страхование жизни и здоровья тесно связано со страхованием маломерного флота. Можно застраховать экипаж яхты, а можно и экипаж, и пассажиров. Это особенно уместно при совершении дальних переходов.
– От чего же страхуются яхты? От каких рисков?
– Наиболее распространёнными рисками считаются «гибель и повреждения». Эти риски предполагают страхование полной гибели или конструктивной гибели судна, а также расходов по устранению повреждений корпуса, механизмов и оборудования судна. Пожар или взрыв как на судне, так и вне его; ураган, удар молнии, землетрясение, шторм, наводнение, град, смерч; опрокидывание, посадка на мель, столкновения с другими судами, с иными плавучими и неподвижными объектами; аварии при операциях по погрузке и выгрузке запасов, снаряжения, оборудования, топлива и снабжения; аварии при операциях подъёма и спуска на воду, перегрузке или перестановке в процессе хранения судна; противоправные действия третьих лиц, направленные на повреждение застрахованного судна, например, хулиганство, вандализм и т.п. – факты, которые признаются страховыми случаями. Особую категорию страховых случаев составляют преступления: хищение самого судна, двигателей, оборудования путём кражи, грабежа, разбойного нападения, если судно находилось на специально охраняемой территории (акватории) или если на судне либо на причале (пирсе), к которому было пришвартовано судно, находился экипаж судна либо вахтенный.
– Сейчас в мире становится неспокойно. А вдруг в мою яхту попадёт снаряд? Ведь мы знаем, что во время военных учений часто страдают гражданские объекты.
– К сожалению, в этом случае страховое возмещение не выплачивается. В последнее время возникла проблема пиратства и терроризма на море, и мы не рекомендуем посещать неспокойные районы. В случае убытков от подобных действий вы вряд ли получите страховое возмещение. Очень трудно, практически невозможно получить компенсацию, когда убытки причиняются народными волнениями: революциями, забастовками, мятежами, локаутами и т.п.
– Как же происходит получение страховки?
– Это довольно просто, хотя мы и не советуем упрощать этот процесс до крайности. Достаточно подать заявление выбранному вами страховщику, как процесс получения страховки начнётся. Однако не рекомендуем подавать заявление первой попавшейся на глаза страховой организации. Напротив, хорошо бы сначала изучить рынок страховых услуг.
– Что Вы понимаете под изучением рынка?
– Нужно сравнить условия страхования, предлагаемые различными страховщиками, которых в настоящее время достаточно. Например, большое значение имеет цена страховки. Это та сумма, которая вносится при заключении договора страхования. Никакой страховщик не выдаст страховой полис до получения хотя бы части страховой премии или платежа. (Страховые премии, страховые платежи и страховые взносы – это всё синонимы). В то же время, если цена страховки слишком мала, это настораживает. Ведь для потребителя страховых услуг могут иметь значение и другие обстоятельства. Например, величина франшизы, да и репутация страховщика. Согласитесь, если вас вызывают по всякому поводу в офис, постоянно оттягивают решение вопросов, с которыми вы обращаетесь, это весьма неприятно. Иногда лучше заплатить чуть больше, но получить лучший сервис.
– Хорошо. Вот мы выбрали потенциального страховщика и подали заявление. Что дальше?
– Дальше страховщик может осмотреть яхту, собрать документы, которые вы должны ему предоставить, оценивает риски, составляет страховой полис, в том числе определяет размер страховой премии. Если условия страхования вас устраивают, уплачиваете страховую премию и получаете полис. Договор страхования заключён.
– Мы знаем Вас как юриста. Какую роль Вы играете в отношениях, связанных со страхованием?
– В принципе, в каждом конкретном случае мы можем защищать интересы как страховщиков, так и страхователей, но не допуская коллизии интересов: в одном и том же деле мы не можем выступать как со стороны страховщика, так и со стороны страхователя. Хотя в последнее время, особенно за границей, получили значительное развитие процедуры медиации, примирения сторон спора. Если стороны спора доверяют нам в одинаковой степени и сами находятся в дружественных отношениях, но не находят взаимопонимания в каком-то частном вопросе – в этом случае мы тоже способны оказать помощь.
– А при заключении договора страхования, при исследовании рынка страховых услуг могли бы Вы оказать помощь?
– Вполне. Мы владеем информацией об условиях на разных рынках страховых услуг в достаточной степени, чтобы рекомендовать нашим клиентам того или иного страховщика, помочь оценить выгодность условий страхования и т.п.
– Большое спасибо. Желаем успеха!

Авторы: Николай Мельников, Кирина Ряшенцева