The Kyzikos - туман и оговорка WIBON
Сильные туманы, установившиеся в одесском регионе в последнее время, влияют на работу одесского аэропорта, в котором десятки рейсов были отменены или задержаны.
Впрочем, неблагоприятные погодные условия в виде тумана влияют и на работу морских портов. Резкое ухудшение видимости может сбить график постановки судов к причалу и их погрузки, с последствиями в виде простоя судов и вероятных споров по демереджу.
Поскольку большинство договоров фрахтования регулируется английским правом, рассмотрим его позицию в отношении влияния тумана на течение сталийного времени.
В деле SEACRYSTAL SHIPPING LTD. v. BULK TRANSPORT GROUP SHIPPING CO. LTD. (THE “KYZIKOS ”) судно Kyzikos было зафрахтовано на основе проформы GENCON для перевозки стали из Италии в США.
Чартер предусматривал следующее:
«Порт выгрузки - 1/2 безопасных порта, причалы всегда достижимы в обоих портах.
Сталийное время начинает течь в 14:00, если нотис о готовности подан до полудня и в 8:00 следующего рабочего дня, если нотис подан в рабочее время после полудня.
Применяется правило WWWW (независимо в порту судно или нет, у причала судно или нет, получило свободную практику или нет, произведена таможенная очистка судна или нет).
Время, потраченное на ожидание швартовки, считается как время, потраченное на выгрузку».
Судно прибыло в акваторию порта выгрузки и подало нотис о готовности.
Причал, к которому судно должно было быть ошвартовано, все это время был свободен, однако судно на протяжении 3 дней не могло подойти к нему из-за сильного тумана. В целом, после окончания выгрузки, судовладельцы заявили, что судно находилось на демередже 14 дней.
Фрахтователи отрицали ответственность за простой, и дело было передано в арбитраж.
Арбитраж вынес решение в пользу судовладельцев, аргументируя тем, что оговорка WWWW превращала чартер из «причального» в «портовый», соответственно и сталийное время начало течь с прибытием судна на обычное место ожидания в порту.
Фрахтователи подали апелляцию.
Судовладельцы возражали против апелляционной жалобы, дополнительно мотивируя свою позицию тем, что причал, номинированный фрахтователем, не соответствовал условию о достижимости причала.
Апелляционный суд решил, что оговорка WIBON («вне зависимости судно у причала или нет»), не превалирует над первичными обязанностями сторон, предусмотренными чартером. Даже если бы эта оговорка превращала чартер из «причального» в «портовый», и заменяла обязанность судовладельца доставить груз к причалу на обязанность доставить груз в порт, в данном случае судно не было в фактическом распоряжении фрахтователей на момент подачи нотиса и не могло считаться прибывшим. Слово «достижимый» в отношении причала подразумевало, что к причалу можно беспрепятственно подойти физически. Суд отменил решение арбитража, поскольку сталия начала течь не с момента подачи нотиса, а с момента, постановки судна к причалу, и фрахтователь не нес ответственности за простой.
Судовладельцы подали кассационную жалобу. В обоснование жалобы они утверждали, что оговорка WIBON была первоначально включена в причальные чартера для разрешения ситуации, когда в порту скапливаются суда и причал занят, однако в формулировке этой оговорки нет указания на то, что она действует исключительно в случаях скопления судов. Судно было готово проследовать к причалу, следовательно, нотис о готовности был подан правомерно.
Суд кассационной инстанции в своем решении согласился, что оговорка WIBON действительно включается в чартер для применения в случае, когда в порту наблюдается скопление судов и причал занят. Однако она не может применяться к данному конкретному случаю, где судно не могло проследовать к причалу не по причине его недоступности, а в связи с туманом. Суд постановил, что первичной обязанностью судовладельца является доставка груза к причалу, а оговорка WIBON в данном случае не отменяла эту обязанность.
В делах, на которые ссылался судья, были следующие выводы: если судно, при наличии оговорки WIBON в чартере, подало нотис о готовности и не смогло пришвартоваться по причине наличия препятствия, находящегося вне контроля фрахтователей, время, потраченное на ожидание постановки к причалу, исключается из сталии. Оговорка WIBON превращает «причальный» чартер в «портовый» только в том случае, когда причал занят другими судами, так как она сконструирована для переноса риска задержки судна в связи со скоплением судов в порту с судовладельца на фрахтователя. Эта оговорка не может применяться к случаям, когда судно прибыло в порт и причал доступен, но судно не может к нему пришвартоваться по причине плохой погоды.
- Що робити у разі втрати коносаменту?2022.12.16
Перевезення вантажів морем є одним з найнадійніших та найдешевших способів доставки товару по всій земній кулі. У свою чергу, одним з...
- Привлечь любой ценой…2021.11.29
Не так давно наша компания, представляя интересы клиента, столкнулась с интересными наработками следователей СБУ в сфере «защиты бизнеса...
- Министерство транспорта Турции выступило с инициативой по увеличению торгового флота Турции!2021.07.01
НОВАЯ ИНИЦИАТИВА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРЦИИ Новое постановление, вступившее в силу 28 апреля 2021 года, преследу...
Кабинет министров 19 мая 2021 года издал постановление №500 «О внесении изменений в Порядок ведения Государственного судового реестра Ук...
Балтийский и международный морской совет (BIMCO) разработал и опубликовал специальную оговорку для тайм-чартеров касательно смены экипажей в...
- Нові підходи до арешту суден в Україні2020.06.18
Концепція «один судновласник - одне судно» Результатом зрозумілого бажання судновласників убезпечити свій бізнес від арештів суден стала...
Задача Клиент – крупная бункеровочная компания, осуществляющая деятельность в Черном море – обратился в Interlegal по вопросу взыскания с...
Інститут забезпечення морської вимоги є особливим в Україні як за своєю суттю, так і за своїм регулюванням. Якщо говорити про суть, то все д...
Президентский указ был опубликован в официальной газете от 03.05.2019, отмечая дату официального вступления Конвенции 1999 года в силу закон...
LMAA опубликовала оговорку для использования в арбитражных соглашениях, обеспечивающую эффективное уведомление по электронной почте (в том ч...