Экспорт агропродукции на CIF. Как не сыграть в «русскую рулетку»?
01
Стоит ли экспортировать продукцию на CIF?
Некрупные агроэкспортёры в странах Северного Причерноморья традиционно считают, что поставки на условиях FOB предпочтительней, выгодней и проще, чем экспорт на условиях CIF. Причины кроются как в высоких рисках торговли на базисе CIF, так и в количестве юридических тонкостей, в которых обязательно нужно разбираться трейдеру.
Этой публикацией Interlegal начинает серию заметок в помощь трейдерам/компаниям, начинающим бизнес на CIF условиях. А более опытные игроки рынка смогут систематизировать свои знания и «сверить пульс» с рынком.
02
Какие обязанности у продавца по CIF контракту?
Согласно общепринятым Международным правилам толкования коммерческих терминов — Инкотермс — условия поставки CIF (стоимость, страхование и фрахт) означают, что продавец поставил товар на борт судна или предоставил товар, который уже поставлен таким образом.
При этом продавец обязан:
обеспечить наличие необходимого количества товара, его доставку до борта судна;
заключить договор морской перевозки;
оплатить фрахт и расходы, необходимые для доставки товара в названный порт назначения;
заключить договор страхования, который покрывает риск покупателя относительно утраты или порчи товара во время перевозки;
осуществить таможенные формальности для экспорта товара.
Продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке на условиях CIF с момента передачи товара перевозчику способом, определенным сторонами, т.е. когда товар физически еще не достиг места назначения.
03
Чье же право собственности на товар?
Как известно, момент перехода права собственности на товар не оговаривается в правилах Инкотермс. Это условие стороны контракта должны согласовать самостоятельно. При этом далеко не всегда моменты перехода рисков, возникновения обязательств по расходам и права собственности совпадают.
Важно, чтобы условия запродажного контракта, связанные с моментом изменения статуса товара, прав и обязанностей продавца и покупателя были прозрачны для подрядчиков, привлеченных к организации транспортного процесса (агенты, экспедиторы и пр.). В противном случае, если с товаром что-то произойдет, между сторонами могут возникнуть спорные ситуации, как в отношении самого товара, так и в отношении расходов, связанных с перевозкой.
04
Где спрятались риски?
Как правило, под повышенными рисками экспортера при морской перевозке на условиях CIF имеют в виду:
1. Возникновение споров с судовладельцами по демереджу. При торговле на условиях FOB вопросы морского демереджа могут коснуться продавца только в порту отгрузки и лишь в качестве своего рода «регресса» от покупателя, как фрахтователя судна. В этом случае, вопросы начисления демереджа тем или иным образом урегулированы положениями запродажного контракта. При поставках на CIF урегулирование отношений с судовладельцем и в порту отгрузки, и в порту выгрузки — это непосредственная обязанность продавца-экспортера, как стороны в договоре морской перевозки.
2. Контроль груза. Покупатель имеет возможность дополнительно проконтролировать груз по качеству и количеству в порту выгрузки, что может существенно затянуть завершение контракта. Чаще всего при торговле на базисе CIF признается вес товара в порту выгрузки, и этот показатель может существенно отличаться от первоначального веса в порту погрузки. При наличии отклонений в показателях качества от оговоренного в контракте, покупатели могут занять непримиримую позицию в вопросах предоставления им дисконта, и, фактически, шантажировать продавцом отказом от приемки товара и т.д.
3. Нехватка информации. Незнание и невозможность оперативного реагирования на особенности локального законодательства в стране назначения товара, что часто приводит к срыву сделки или к претензиям, как со стороны покупателя, так и судовладельца (арест груза и/или судна в порту и пр.). Если у экспортёра нет филиала или представительства в стране назначения, он полностью зависит от добросовестности контрагентов. Если же речь идёт о странах с высокими коррупционными и иными рисками, торговля превращается в «русскую рулетку». Большим подспорьем при торговле на CIF является знание как нюансов местного законодательства страны назначения товара, так и понимание тонкостей культуры и традиций местного бизнеса.
4. Фрахт. В силу высокой волатильности фрахтового рынка, бывает непросто предугадать ставку фрахта и заложить её в нужном объёме в стоимость товара на CIF. Также при экспорте из Украины, особенно в пиковый сезон, бывает сложно просто найти судно нужного тоннажа с подходящей спецификацией.
5. Дорогие деньги. Из-за длительного периода оборачиваемости денежных средств эффективно работать с CIF могут себе позволить лишь крупные компании с хорошими финансовыми возможностями и с минимальными кредитными ставками, которые также обладают поддержкой надежных и опытных смежных специалистов (фрахтовых и страховых брокеров, юристов, экспедиторов и пр.). При этом задержка в контракте грозит лишить экспортёра маржи, ради которой, собственно, и затевается переход с FOB на CIF.
05
Как быть в случае наступления страховых случаев?
Страховые случаи в отношении повреждения груза, как правило, не вызывают вопросов. Однако, в случае морских происшествий (общая авария, столкновение судов и пр.) профессионализм, оперативность и рейтинг страховщика могут иметь решающее значение для снижения убытков сторон. Как правило, экономия в вопросах страхования оборачивается убытками, намного превышающими стоимость страховой премии.
Как видим, торговля на условиях CIF ставит перед трейдером определенное количество дополнительных задач, разрешить которые можно только с помощью тщательного планирования на всех фазах: от заключения до исполнения контракта и при качественной подготовке.
Порой разобраться в хитросплетениях коммерческих отношений, документов и требований без привлечения профессионалов (юристов, страховщиков) бывает сложно. Тем не менее, практика показывает, что в условиях цивилизованного ведения бизнеса стороны в большинстве случаев стороны могут найти взаимовыгодное коммерческое решение проблемной ситуации, главное — подобрать правильные аргументы.
Опубликовано на портале Латифундист
- Как не потерять право на демередж?2020.02.22
Вряд ли какой-либо бизнес заинтересован в уменьшении прибыли, и уж тем более – никто заранее не настраивается на убытки. Однако в сфере морс...
Организация экспортной сделки и ее исполнения предполагает значительное число взаимосвязанных процессов. Ошибка на любом из этапов подготовк...
С начала российской военной агрессии на Крымском полуострове позиция международного сообщества довольно четко была обозначена в направлении...
- С чего начинается демередж?2016.01.11
Задача Иностранный судовладелец обратился в Interlegal в связи с неоплатой фрахтователем демереджа, начисленного согласно у...
Ежедневно в сфере международной торговли и морских перевозок заключаются тысячи контрактов между лицами, разговаривающими на разных языках,...
- Изменения проформ GAFTA 48 и 492018.10.04
В сентябре 2018 года Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA) опубликовала на официальном сайте пересмотренные и измененны...
01 Стоит ли экспортировать продукцию на CIF? Некрупные агроэкспортёры в странах Северного Причерноморья традиционно считают, что поставки...
- Международные санкции и Украина2018.03.26
Среди негативных факторов, которые ограничивают ведение бизнеса в целом и международной торговли в частности, особо выделяютс...
6 октября 2017 года, в рамках рассмотрения вопроса «Правила судоходства в Чёрном Море и в Крыму», правительство Турции приняло решение о зап...
- Проект ХПК: обоснованность, перспективы2017.05.22
Украина, являясь прибрежным государством, обладающим морскими портами, а также государством экспортером / импортером продукции, большая част...